mimdo ru

Лаборатория дистанционного обучения русскому языку и культуре для иностранных обучающихся

Новости Лаборатории дистанционного обучения русскому языку и культуре для иностранных обучающихся

Лаборатория дистанционного обучения русскому языку и культуре для иностранных обучающихся в структуре Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований была создана в 2019 году (приказ № 104-ОД от 04.10.2019 г.). Основными направлениями исследований лаборатории являются:

  • дистанционное обучение РКИ на Довузовском этапе подготовки иностранных обучающихся (организация процесса внедрения дистанционного обучения на довузовском этапе обучения русскому языку как иностранному и его управление).
  • Дидактические особенности организации обучения РКИ в дистанционном формате. Разработка новых подходов к дистанционному обучению РКИ, создание инновационных методик, практик дистанционного обучения.
  • Исследование смешанного формата обучения в процессе обучения РКИ. Разработка эффективных методик обучения РКИ: сочетание традиционной и дистанционной форм обучения.

 

 Керимова Сабина Усеиновна, к.филол.н.

и.о. руководителя Лабораторией дистанционного обучения русскому языку и культуре для иностранных обучающихся (распоряжение № 478-02/6 от 24.02.2021 г.)

email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сотрудники

Половинкина О.С.

 

 ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ В LMS-СИСТЕМЕ Moodle 

Результаты работы Лаборатории: 

 

Статьи:

  1. Зубарева А.В., Фролова О.А. «Виртуальная образовательная среда в обучении РКИ на довузовском этапе подготовки». Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: материалы IV Международного Конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ. – М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020.
  2. Ильин Д.Н. Особенности организации занятий и презентации языкового материала в условиях дистанционного обучения // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: материалы IV Международного Конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ. – М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020 (в печати).
  3. Стюкова М.А. Из опыта обучения письму на уроках РКИ в условиях дистанционного образования на примере работы курсов Летней школы. Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: материалы IV Международного Конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ. – М.: РУДН, 2020 г (в печати).
  4. Зубарева А. В., Фролова О. А. Использование инструментов виртуальной образовательной среды на уроках РКИ. Международное образование и сотрудничество. сборник научных трудов. Москва, 2021. С. 123-128.
  5. Зубарева А. В., Фролова О. А. Виртуальная образовательная среда в обучении РКИ на довузовском этапе подготовки / «Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан». Сборник статей IV Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов(отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 325-327.
  6. Зубарева А. В., Фролова О. А. Использование интерактивных рабочих листов в обучении РКИ на довузовском этапе подготовки / Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве» (6–10 декабря 2021 года). Сборник материалов. В 3 ч. Ч. II. Направление 3: Методика преподавания русского языка как иностранного в контексте многоязычия и цифровой трансформации / М. Н. Русецкая (гл. ред.); М. А. Осадчий (отв. ред.). — Москва: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2021. С. 408 – 411
  7. Ильин Д. Н. Особенности организации занятий и презентации языкового материала в условиях дистанционного обучения // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан». Сборник статей IV Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов(отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 339-343.
  8. Карпова О.О. «Учет психолингвистических факторов при обучении франкоговорящих русскому языку как иностранному (довузовский этап)» // Материалы II Международного форума русистов в Сочинском государственном университете «Профессиональная языковая личность».
  9. Карпова О.О. Русский деловой медиадискурс как один из основных ресурсов при обучении русскому языку как иностранному // Материалы II Международного форума русистов в Сочинском государственном университете «Профессиональная языковая личность».
  10. Керимова С. У. Особенности дистанционного обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе (на примере подготовительного отделения) // «Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура». Сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 2 т. Москва, 2021. С. 410-414
  11. Пильщикова О. А. К вопросу об особенностях преподавания РКИ студентам-инофонам Иберо-Американского региона на этапе довузовской подготовки (фонетический аспект) // «Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве». Научные статьи и тезисы докладов магистрантов, аспирантов и молодых ученых [отв. ред. Н. В. Карповская]. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. №1. С. 114-116
  12. Половинкина О.С. Особенность голоса как детали портрета персонажа в прозе А. П. Чехова (на примере рассказа «Ионыч») // «Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве». Научные статьи и тезисы докладов магистрантов, аспирантов и молодых ученых [отв. ред. Н. В. Карповская]. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. №1. С. 56-57
  13. Пронькин Н. С., Ширяева О. В. Риторический аспект преподавания рки в арабской аудитории в дистанционном формате // «Педагогическая риторика и речеведение в цифровую эпоху». Материалы XXIV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 233-238.
  14. Режук З.В., Керимова С.У. Формирование языковой компетенции для освоения предметного курса у обучающихся медико-биологического и естественнонаучного профилей // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2021. № 26-2. С. 229-233.
  15. Нечаева И.В. Интернет-ресурсы в преподавании русского языка как иностранного на начальном этапе обучения// Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве. - Ростов-на-Дону. Издательство южного федерального университета, 2021. - с. 51.
  16. Зубарева А.В., Фролова О.А. Дистанционный формат проведения лингвострановедческих квестов для иностранных обучающихся на довузовском этапе подготовки // Актуальные проблемы преподавания РКИ / Издательство Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск. 2022. - с. 83-86.
  17. Зубарева А.В. Использование LMS-системы Moodle в преподавании РКИ// Текст в системе обучения русскому языку и литературе: материалы X Международной научно-практической конференции / Издательство Уральского государственного университета. Екатеринбург. 2022. - с. 288-294.

 Доклады, представленные на конференциях, круглых столах:

  1. Керимова С. У. Experiencia en el Laboratorio de enseñanza a distancia del idioma ruso para extranjeros // Encuentro de experiencias sobre “Teleеducacción, redes sociales y pandemia, en el marco del plan Universidad en casa” /круглый стол/, правительство Венесуэлы, Министерство народной власти, 24-25 сентября 2020 г.
  2. Скуратова Е. А. Особенности преподавания русского языка как иностранного в дистанционном формате в полилингвальных и монолингвальных группах (на примере китайской аудитории) //Актуальные проблемы функционирования русского языка в международном образовательном пространстве» /круглый стол/ в рамках II Международной студенческой онлайн-конференции «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», 27 ноября 2020 г.
  3. Шестак О. В. Особенности преподавания русского языка как иностранного в дистанционном формате в полилингвальных и монолингвальных группах (на примере испаноязычной аудитории) // Актуальные проблемы функционирования русского языка в международном образовательном пространстве» /круглый стол/ в рамках II Международной студенческой онлайн-конференции «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», 27 ноября 2020 г.
  4. Пронькин Н. С. Особенности преподавания русского языка как иностранного в дистанционном формате в полилингвальных и монолингвальных группах (на примере арабской аудитории) // Актуальные проблемы функционирования русского языка в международном образовательном пространстве» /круглый стол/ в рамках II Международной студенческой онлайн-конференции «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», 27 ноября 2020 г.
  5. Савченкова И. Н., Режук З. В. Особенности организации работы Подготовительных отделений в смешанном (онлайн-оффлайн) формате: опыт ЮФУ // Актуальные проблемы функционирования русского языка в международном образовательном пространстве» /круглый стол/ в рамках II Международной студенческой онлайн-конференции «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», 27 ноября 2020 г.
  6. Савченкова И. Н., Режук З. В. Особенности организации Летней школы в дистанционном формате: опыт МИМДО ЮФУ // Актуальные проблемы функционирования русского языка в международном образовательном пространстве» /круглый стол/ в рамках II Международной студенческой онлайн-конференции «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», 27 ноября 2020 г.
  7. Ширяева О. В. Формирование навыков научно-исследовательской работы в дистанционном формате у иностранных обучающихся // Актуальные проблемы функционирования русского языка в международном образовательном пространстве» /круглый стол/ в рамках II Международной студенческой онлайн-конференции «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», 27 ноября 2020 г.
  8. Половинкина О. С. Учебник РКИ как инструмент конструирования реальности у иностранных обучающихся / О. С. Половинкина // Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве: тезисы докладов молодых ученых и аспирантов (Ростов-на-Дону, 22–23 апреля 2022 г.) / [под ред. Н. В. Карповской]. – Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2022. – С. 75–77 
  9. Ширяева О. В. Профессиональная подготовка будущих преподавателей русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации образования// РКИ: Мир русского языка и культуры в пространстве информационных технологий: Сборник материалов международной научно-практической конференции по РКИ. Май 2022г./ Под ред.: К.Е. Агафоновой- Москва: УЦРЯ МГУ, 2022.  С. 19-25 
  10. Скнарина Е. Р. Роль экстралингвистических факторов при обучении РКИ с использованием аудиовизуального контента  
  11. Маслаков А. А. Особенности матетики при обучении РКИ с помощью современных цифровых технологий
  12. Помигуева Е. А. Лингвостановедческий материал как средство формирования мотивации обучающихся на онлайн-уроках РКИ

  13. Зубарева А. В. Интеграция традиционных форм преподавания РКИ в систему  электронного обучения Moodle: вводно-фонетический курс для  испаноговорящих обучающихся 

  14. Керимова С. У. Перспективы и трудности дистанционного обучения РКИ: опыт первого учебного онлайн-года на подготовительном отделении

  15. Фролова О. А. Дидактический потенциал интерактивных рабочих листов в обучении РКИ
  16. Помигуева ЕА. Формирование мотивации китайских студентов в условиях онлайн-обучения РКИ 
  17. Савченкова И. Н. Обучение русскому языку как иностранному в эпоху цифровизации
  18. Керимова С. У. Особенности обучения письму иностранных обучающихся в дистанционном формате  
  19. Ширяева О. В. Профессиональная подготовка будущих преподавателей русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации образования

В прикладном направлении (применение технологий и методик дистанционного обучения на занятиях по русскому языку и культуре):

1. Разработка учебных материалов с использованием онлайн-платформ для создания иллюстративного и интерактивного контента для занятий по РКИ.

Разрабатываются интерактивные словарные диктанты, интерактивные обучающие игры, библиотеки презентаций по курсу "Литература", "Страноведение", интерактивные материалы для проведения занятий по русскому языку как иностранному в дистанционном формате.

2. Разработка видео-материалов для обучения письму на начальном этапе обучения.

Были разработаны оригинальные обучающие прописи.

3. Использование социальной сети «Instagram»* (до 2022 года; *признан экстремистской организацией в РФ), мессенджера Telegram и соцсети ВКонтакте для обучения русскому языку и культуре.

Разрабатывается обучающий контент по русскому языку и культуре для размещения на официальной странице Отделения русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных обучающихся.

4. Создание спецкурса «Музыкальная фонетика» для дистанционного обучения.

5. Создание аудио-визуального курса для продолжающих изучать русский язык на платформе Moodle: https://moodle.sfedu.ru/course/view.php?id=505.

 

 

В рамках обучения русской культуре были организованы и проведены следующие мероприятия в дистанционном формате:

1. Открытые мероприятия ко Дню Победы в Великой Отечественной войне – 9 Мая:

  • открытые «Уроки Победы»;
  • виртуальный лингвострановедческий квест «Зарница»;
  • онлайн лекции «О чем нам рассказывают памятники Великой Отечественной Войны»;
  • песенный марафон «Караоке Победы»;
  • видеоролики ко Дню Победы при участии студентов из разных стран, получивших широкое распространение в социальных сетях, на сайтах испаноязычных вузов-партнеров и посольств.

                                                                                                                                                              

2. Виртуальные экскурсии по городам Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, ст. Старочеркасская, Новочеркасск. Экскурсия по кампусу ЮФУ.

3. Онлайн лекции, направленные на популяризацию русской культуры и русского языка, социокультурную адаптацию иностранных обучающихся.  

 4. Новогодний фестиваль 2021, 2022 «Русская зима». 

        

5. Создание видеоуроков.

Участие в грантах:

1. Грант при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации «Титаны науки и культуры говорят по-русски», направленный на популяризацию русского языка и русской культуры посредством формирования адекватного образа России сквозь призму достижений деятелей науки и культуры Юга России.

Контакты Лаборатории дистанционного обучения русскому языку и культуре для иностранных обучающихся 

344090, г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 21Ж, офис 213

тел.: +7-908-196-31-13

email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Печать  

 

Подфак ЮФУ -

твой старт в будущее!

 

baner