mimdo ru

Кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания

Кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания – обучающее подразделение Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований Южного федерального университета.

Зарождение кафедры относится к шестидесятым годам 20 века. В то время возникла необходимость в специализированных подразделениях, которые занимались обучением иностранцев основам языковой системы, речевым навыкам, приобщению их к российским традициям, русской культуре. В Ростовском государственном университете в 1967 году в соответствии с решением ректора Ю. А. Жданова таким подразделением стала кафедра, которая имела обособленный общеуниверситетский статус, поскольку здесь начали изучать русский язык студенты и аспиранты всех факультетов РГУ.

Преподаватели, работающие с иностранными студентами, аспирантами и стажёрами, накопили большой и плодотворный опыт обучения русскому языку учащихся разных национальностей из более чем 120 стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. За эти годы в университете получили образование более 7000 иностранных граждан.

Помимо преподавания русского языка как иностранного в рамках учебных планов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, важным направлением работы кафедры является преподавание на этапе довузовской подготовки иностранных обучающихся.

Кафедра организует и проводит различные курсы русского языка для иностранцев – от двухнедельных до семестровых, летние школы. Реализуются дополнительные образовательные программы по профессиональной переподготовке, повышению квалификации российских и зарубежных слушателей.

Основные направления научной и научно-методической работы кафедры сегодня:

  1. Развитие культурного интеллекта (CQ) и кросскультурных компетенций (магистральное направление);
  2. Разработка инновационных образовательных технологий и этноориентированных методик обучения иностранным языкам и РКИ, в т.ч. с использованием ЭО и ДОТ, а также для обучения лиц с особыми образовательными потребностями (магистральное направление);
  3. Проблема национальной идентичности и диалога культур;
  4. Актуальные вопросы прагмалингвистики, когнитивной лингвистики, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, медиалингвистики и теории языка;
  5. Контрастивная лингвистика как основа построения новейших образовательных программ при обучении иностранным языкам и РКИ;
  6. Лингводидактические основы тестирования по русскому языку как иностранному и методика преподавания РКИ;

За годы своего существования кафедра принимала активное участие в разработке теоретических и практических основ методики преподавания РКИ. На базе кафедры неоднократно проводились научные конференции и семинары, посвящённые различным вопросам развития и изучения основных положений лингводидактики.

 

Преподаватели кафедры принимают участие в реализации двух магистерских программ Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований:

45.04.01 Филология + 51.04.01 Культурология «Кросскультурная коммуникация, связи с общественностью и иностранные языки в аспекте современной парадигмы лидерства»

44.04.01 Педагогическое образование «Русский язык как иностранный / Испанский язык в международном образовательном пространстве»

 

В октябре 2022 года кафедре РКИиМП исполнилось 55 лет.

 

 Сотрудники кафедры:

Режук Зинаида Владимировна - к.ф.н., и.о. зав. кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания, доцент 

Датченко Анастасия Сергеевна - преподаватель;

Доля Ольга Ибрагимовна - преподаватель;

Зубарева Анастасия Валерьевна - старший преподаватель;

Ильин Денис Николаевич - к.ф.н., доцент;

Карпова Ольга Олеговна - преподаватель;

Керимова Сабина Усеиновна - к.ф.н., доцент;

Коротаева Дарья Сергеевна - преподаватель;

Кудрявцева Мария Игоревна - к.ф.н., доцент; 

Лазарян Александра Александровна - старший преподаватель;

Ляшева Марина Николаевна - к.ф.н, доцент;

Маслаков Антон Александрович - к.ф.н., доцент;

Пильщикова Оксана Александровна - преподаватель;

Половинкина Ольга Сергеевна - преподаватель;

Помигуева Екатерина Анатольевна - к.ф.н., доцент;

Савченкова Ирина Николаевна - к.ф.н., доцент;

Скнарина Екатерина Романовна - преподаватель;

Скуратова Елена Александровна - старший преподаватель;

Фролова Ольга Андреевна - старший преподаватель;

Ширяева-Ширинг Оксана Витальевна - д.ф.н., профессор;

Ярошенко Анна Васильевна - преподаватель.

 

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДЫ

Учебники и учебно-методические пособия:

Горянский В.Д., Шпрауль Х. Integriertes Lehrbuch der russischen Sprache / Hamburg: Buske, 2006 г.

Захарова А. И., Лукьянов Е. Н., Савченкова И. Н., Шакирова Г. Р. Готовимся к тестированию. Грамматика. Лексика: комплексное учебное пособие по русскому языку как иностранному (учебное пособие) / Ростов-на-Дону, 2007 г.

Савченкова И. Н., Устименко Н. М. Русский язык и культура речи для студентов экономических специальностей: учебное пособие / ЮФУ, Центр дистанционного образования ЮФУ, 2007 г.

Горянский В. Д., Захарова А. И., Шпрауль Х. «А по-русски будет так…». Учебное пособие по русскому языку для учащихся из Германии. – Ростов н/Д. НМЦ «ЛОГОС», 2010 г.

Горянский В. Д., Савченкова И. Н., Шпрауль Х. Русско-немецкий словарный справочник к учебному пособию «А по-русски будет так…» (нулевой стартовый уровень). – Ростов н/Д. НМЦ «ЛОГОС», 2010 г.

Савченкова И. Н. Электронный русско-немецкий словарь к учебному пособию "А по-русски будет так…" (нулевой стартовый уровень) на базе компьютерной программы MultiTerm 95Plus

Захарова А. И., Лукьянов Е. Н., Парецкая М. Э., Савченкова И. Н., Шакирова Г. Р. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному В2-С1. Выпуск 1. Грамматика. Лексика: учебное пособие / Златоуст СПБ, 2009, 2010, 2011, 2012 ...2019 г.

Захарова А. И., Лукьянов Е. Н., Парецкая М. Э., Савченкова И. Н., Шакирова Г. Р. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному В2-С1. Выпуск 2. Чтение: учебное пособие / Златоуст СПБ, 2009, 2010,2011, 2012 ...2019 г.

Захарова А. И., Лукьянов Е. Н., Парецкая М. Э., Савченкова И. Н., Шакирова Г. Р. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному В2-С1. Выпуск 3. Письмо: учебное пособие / Златоуст СПБ, 2009, 2010, 2011, 2012 ...2019 г.

Выпуск 4. Аудирование. Говорение. – СПб.: «Златоуст», 2013 г.

Парецкая М. Э., Шестак О. В. Современный учебник русского языка для иностранцев - Москва: Флинта: Наука, 2014 г.

Русский язык, история и основы законодательства. Учебное пособие для трудовых мигрантов и преподавателей. Ростов-на-Дону: Foundation, 2014 г. (в числе авторов – Савченкова И. Н., Скуратова Е. А., Шакирова Г. Р.)

Щёболева И. Б., Зубарева А. В. Учебное пособие по дисциплине "Русский язык как иностранный" для поступающих в аспирантуру Южного федерального университета / ООО "Фонд науки и образования" – Ростов-на-Дону, 2015 г.

Парецкая М. Э., Шестак О. В. Русская мозаика [учебник по русскому языку как иностранному: средний этап (B1+)]. - Санкт-Петербург: Златоуст, 2017 г.

Парецкая М. Э., Шестак О. В. Русские этюды. Пособие по чтению с заданиями и комментариями. Москва: Русский язык. Курсы, 2017 г.

Режук З. В., Зубарева А. В. Русская сказка. От мифологии древних славян до писателей XX века: учебное пособие / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит. 2017 г. 

Фролова О. А., Зубарева А. В. Здравствуй Россия: учебное пособие по страноведению России / Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2017 г.

Ширяева О. В., Хачмафова З. Р. Русский информационно-аналитический медиадискурс как социокультурный феномен: учебное пособие / ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, 2017 г.

Ширяева О. В. Методы лингвистического анализа медиадискурса: учебное пособие / Ростов-на-Дону: Изд-во Фонд науки и образования, 2017 г.

Ильин Д. Н., Савченкова И. Н., Скуратова Е. А, Шакирова Г. Р. Русский язык как иностранный. Учебное пособие (довузовский этап, уровень В1+) – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2018.

Фролова О. А., Стороженко Н. А. Регионоведение: учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся. 2018. 

Ширяева О. В., Желтухина М. Р. Язык и жанры современной российской деловой прессы: учеб. пособие / Ростов-на-Дону : Фонд науки и образования, 2018 г.

Зубарева А. В. Зима. Весна. Лето. Осень: учебное пособие по русскому языку как иностранному / Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018 г.

Ильин Д. Н., Савченкова И. Н., Скуратова Е. А., Шакирова Г. Р. Русский язык (предвузовская подготовка иностранных обучающихся) : учебное пособие / Южный федеральный университет. –   Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019 г.

Режук З. В., Шестак О. В. Математика. Физика. (пособие по русскому языку как иностранному для подготовки к освоению учебных курсов) : учебное пособие / Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019 г.

Шестак О. В., Парецкая М. Э. Пишем научные тексты: учебно-методическое пособие / Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог, 2019 г.

Галло Я., Ильин Д. Н. Деловая корреспонденция и документация. Учебное пособие для изучающих русский язык. Нитра (Словакия), Univerzita Konštantína Filozofa v Nitre, Filozofická fakulta, 2020. 

Ширяева О. В., Савченкова И. Н. Концепт как инструмент дискурс-анализа: учебное пособие / Южный Федеральный Университет – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит ТМ, 2020 г.

Зубарева А. В., Фролова О. А. Страноведение: учебное пособие для иностранных обучающихся (довузовская подготовка). Под ред. Д. Н. Ильина; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. – 114 с. 

Ильин Д. Н., Шестак О. В. Русский язык как иностранный. Учебное пособие для иностранных учащихся гуманитарных специальностей (уровень А2) / Ростов-на-Дону; Таганрог, 2021. – 166 с.

M-learning в проектной деятельности при обучении русскому языку как иностранному: учебное пособие. — Москва: РИОР, 2021. (среди соавторов О.А. Фролова)

Режук З. В., Керимова С. У. Химия (пособие по русскому языку как иностранному для подготовки к освоению учебных курсов). – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. – 136 с.

Савченкова И. Н., Скуратова Е. А., Шакирова Г. Р. Русский язык для иностранцев: учебное пособие для иностранных учащихся технических специальностей (уровень А2). Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021.

Шестак О.В., Нечаева И. В. Научный стиль речи. Учебное пособие по русскому языку как иностранному для подготовки к освоению курса "Обществознание". Ростов-на-Дону – Таганрог. Издательство Южного федерального университета 2021.

Зубарева А.В., Фролова О.А. Научный текст: аннотирование, реферирование – Ростов-на-Дону: Издательство АкадемЛит, 2022. – 96 с. 

Кудрявцева М.И., Режук З.В. Методология моделирования в теоретической и прикладной лингвистике. Учебное пособие. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2022. 110 с.

Кудрявцева М.И., Режук З.В. Культурная идентичность в аспекте лингвопрагматики : учебно-методическое пособие / М. И. Кудрявцева, З. В. Режук ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону, 2023. – 115 с.

 

Монографии:

Человек, общество и виртуальная реальность: философский аспект // Культурология техники и инженерной деятельности : коллективная монография / Отв. редактор Н. В. Багдасарьян.; СПб: Эйдос, 2011 г. (в числе авторов – Помигуева Е. А.)

Ширяева О. В. Дискурс деловой прессы: медиалингвистический анализ : монография / Ростов-на-Дону : Фонд науки и образования, 2014 г.

Влавацкая М. В., Зайкина З. М., Ильин Д. Н., Скрипникова А. И., Цебровская Т. А., Черкасова М. Н., Шабаев В. Г. Современная когнитивная лингвистика (монография). Новосибирск: СибАК, 2014 г.

Режук З. В. Бессоюзные синтаксические конструкции в русской и французской грамматике: монография /  Южный Федеральный Университет – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2016 г.

Ширяева О. В. Русский деловой медиадискурс: монография / Южный Федеральный Университет – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2016 г.

Кудрявцева М. И. Подтекст как феномен когнитивно-прагматической организации художественного текста : монография /  Южный Федеральный Университет – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2016 г.

Possibilities of application of the training casual Internet games in teaching Culturology// Innovative technologies end didactics in teaching: collected papers. – Berlin: MVB Maketing; und Verlagservice des Buchhandels GmbH, 2016 г. (в числе авторов – Помигуева Е. А.)

Ильин Д. Н. История слова как источник лингвокультурологической информации (глава в коллективной монографии). В кн.: Методика преподавания русского языка (как иностранного, второго родного): история, современное состояние, перспективы развития. Коллективная монография. М., изд-во РУДН, 2017 г. 

Человек и его дискурс - 5: театр, массмедиа, политика, бизнес : коллективная монография / Российская академия наук, институт языкознания, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Институт иностранных языков кафедра теории английского языка научно-исследовательская лаборатория «дискурсивная лингвистика». Москва-Волгоград, 2017 г. (в числе авторов – Ширяева О. В.)

Ильин Д. Н. Развитие лексической семантики: процессы позитивации / негативации значения слова в русском языке : монография / Ростов-на-Дону, изд-во ЮФУ, 2018 г. 

Ильин Д. Н., Режук З. В., Савченкова И. Н., Шестак О. В., Ширяева О. В. Русский язык: лингводидактика и прагматика. Коллективная монография. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2019 г.

Человек и его дискурс – 6: дигитализация коммуникативных практик :  коллективная монография / Отв. ред. М.Р. Желтухина; ВГСПУ; ИЯ РАН. – М. – Волгоград: ООО «ПринТерра-Дизайн», 2020 г. (в числе авторов – Ширяева О. В.)

Ильясова С. В., Ляшева М. Н. Языковая репрезентация ценностных доминант в социальных сетях // Социальные сети: комплексный лингвистический анализ, Т. 1. - Кемерово, 2021.  

Керимова С. У. Прагматика эпиграмм В. Гафта: монография / С. У. Керимова. – Ростов н/Д: Изд-во ООО "Донское книжное издательство", 2022. 114 с. 

Научные публикации (Scopus и Web of science):

Zhang Ke., Denisenko V. N., Ponomarenko E. B., Shiryaeva O. V., Zheltukhina M. R., Denisenko A. V. The newest borrowed words and methods of their formation in the russian- and chinese-language Internet communication space / Online Journal of Communication and Media Technologies. Т. 9. № 4. e201924. 2019 г. 

Karpovskaya N. V., Shiryaeva O. V., Zheltukhina M. R.Stylistic means of headline creating in the information-analytical media text: pragmasemantic aspect of metaphor / XLinguae. Т. 12. № 4, 2019 г.

Gabrielova E. V., Zheltukhina M. R., Slyshkin G. G., Volskaya N. N., Shiryaeva O. V., Surikova T. I. Online verbalization of personal assessment: English-language twitter reactions in the protest political discourse / Astra Salvensis. Т. 8. № S1, 2020 г.

Baranova E.A., Zheltukhina M.R., Shiryaeva O.V., Sergeeva O.V., Kushvaha H., Poloyan A.V. Pedagogical and linguistic study on Russian media development in the convergence environment: diachronic approach // Applied Linguistics Research Journal. 2021. Т. 5. № 6. С. 175-183. 

Shiryaeva O.V., Abkadyrova I.R. Uncertainty of the electronic educational environment and means of its reduction // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. e-ISSN: 2357-1330, DOI: 10.15405/epsbs. Volume 119 - International Conference «Humanity in the Era of Uncertainty» (ICHEU 2021). С. 702-708. 

Zheltukhina M.R., Baranova E. A., Shiryaeva O.V., Conchita García Caselles, Shnaider A. A. Media convergence as a factor in transforming the ethical principles of journalism. Media Watch: Acceptance of Paper. 2021. 

Zheltukhina M.R., Baranova E. A., Shiryaeva O.V., Conchita García Caselles, Shnaider A. A. Media convergence as a factor in transforming the ethical principles of journalism. Media Watch: Acceptance of Paper. 2021.

Ekaterina A. Baranova, Irina G. Anikeeva, Oksana V. Shiryaeva, Conchita Garcia Caselles, Anna A. Shnaider «Ethical Principles of Journalism Communication: Media Convergence as a Transforming Factor» // Online Journal of Communication and Media Technologies, 2022, 12(4).

Savchenkova, O. Nikolenko, E. Shapovalova. Word-Formation Guesswork and Its Potential in Teaching Scientific Style of Speech to Foreign Students // International Scientific Conference on Agricultural Machinery Industry “Interagromash"” INTERAGROMASH 2022: XV International Scientific Conference “INTERAGROMASH 2022” p. 612–618 (Scopus)  DOI: 10.1007/978-3-031-21432-5_64

Основные научные публикации (за последние годы):

-2015

Ильин Д. Н. К вопросу о месте оценочного компонента в структуре семантики языкового знака. // Научное обозрение: гуманитарные исследования. Москва, N 9, 2015 г. 

Помигуева Е. А. Воспитание межкультурной толерантности как условие профилактики экстремизма в студенческой среде // Международный журнал экспериментального образования, N12 (Часть 9) 2015 г. 

Помигуева Е. А. Проблема информационного неравенства: основные аспекты" // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований" N12 (Часть 9) 2015 г.

Фролова О. А. Роль электронных изданий в пополнении русского языка иноязычной лексикой / Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия 2: филология и искусствоведение. – № 3, 2015 г.

Ширяева О. В. Средства выражения объективной модальности в русском деловом медиадискурсе. / European Applied Sciences -  № 3, 2015.

-2016

Ильин Д. Н., Савченкова И. Н. Современный учебный комплекс по русскому языку: отражение сбалансированного подхода при интенсивном краткосрочном обучении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, N 4-1 (58), 2016 г. 

Ильин Д. Н., Шакирова Г. Р. Организация обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки // Наука и образование: Новое время. Чебоксары, N6, 2016 г. 

Ильин Д. Н. Метафоризация как объект лингвокультурологического исследования // Научное обозрение: гуманитарные исследования. Москва, N 11, 2016 г. 

Фролова О. А., Зубарева А. В. К вопросу выражения эмоций в преподавании русского языка как иностранного обучающимся из стран Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона / Педагогическое образование в России. – № 11, 2016 г.

Фролова О. А. Ориентализмы в современном русском языке: проблемы и перспективы / Филологические науки. вопросы теории и практики. – № 11-3, 2016 г.

Шестак О. В., Парецкая М. Э. Изучение русской классики в практике РКИ: пособие по чтению нового типа / Филологические науки. вопросы теории и практики. – № 8-12, 2016 г.

Шестак О. В., Парецкая М. Э. Лингводидактические особенности нового учебного комплекса по русскому языку для иностранных учащихся/ Известия южного федерального университета. филологические науки. – № 3, 2016 г.

-2017

Зубарева А. В. К вопросу выражения эмоций в преподавании русского языка как иностранного обучающимся из стран Латинской Америки. / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 22-3, 2017 г.

Зубарева А. В. Социолингвистические параметры номинации в социальных сетях: гендерный аспект. / Стереотипность и Творчество в тексте. Межвузовский сборник научных трудов. Под редакцией профессора М. П. Котюровой. Пермь, 2017 г.

Ильин Д. Н. Анализ трансформаций лексического значения как способ лингвострановедческой семантизации в иноязычной аудитории // Русский язык за рубежом. Москва, N 2, 2017 г. 

Помигуева Е. А. Роль Интернет-ресурсов в поликультурном образовании / Современные научные исследования и разработки –   N 5 (13), 2017 г. 

Помигуева Е. А.  Основные ценности "поколения Текстинга" / Современные научные исследования и разработки – N 7 (15), 2017 г.

Помигуева Е. А.  О влиянии современной культуры на язык молодежи / Культура и цивилизация – том 7, N 5А, 2017 г. 

Режук З. В., Ковтуненко И. В. III Международный конгресс "Национальная идентичность сквозь призму диалога культур: Россия и иберо-американский мир" /  Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: русский и иностранные языки и методика их преподавания. – № 4, 2017 г.

Савченкова И. Н., Рубинская Д. Э. Рынок труда Ростовской области и иностранные студенты: новые подходы к решению проблем дефицита рабочей силы / Вестник Ростовского Государственного Экономического Университета (Ринх) – № 1, 2017 г.

Ширяева О. В. Русская медиакультура в обучении студентов-инофонов (на материале деловых СМИ). / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 22-3, 2017 г.

-2018

Зубарева А. В. Учебно-страноведческая экскурсия как одна из форм обучения русскому языку как иностранному. / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 23, 2018 г.

Зубарева А. В. Никнейм как особый тип онимов: в поисках интегрального признака. / Известия Южного Федерального Университета. Филологические науки. – № 4, 2018 г.

Ильин Д. Н., Савченкова И. Н., Скуратова Е. А, Шакирова Г. Р. Подготовка к итоговому экзамену по русскому языку как иностранному на этапе довузовского обучения / Русский тест: теория и практика. –  N6. 2018 г. 

Помигуева Е. А. Межкультурный диалог в условиях  современного полиэтнического образования / Современные наукоемкие технологии. – N12 (часть 1), 2018 г.

Помигуева Е. А. Роль информационно-коммуникационных технологий в процессе десоциализации современной молодежи: социально-философский анализ / Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – N6, 2018  г. 

Режук З. В., Ачимович С. Сравнительный анализ интертекстуальных отношений в произведениях Ф. М. Достоевского и М. Црнянского / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 23, 2018 г.

Ширяева О. В., Костенко М. Н. Из опыта проведения лингвострановедческого квеста "Зарница" на довузовском этапе подготовки» / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 23, 2018 г.

Ширяева О. В. Аспекты преподавания русского языка как иностранного студентам направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 23, 2018 г.

-2019

Зубарева А. В. Особенности антропонимии в русской деловой прессе. / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 24, 2019 г.

Керимова С. У. Эпиграммы В. Гафта в аспекте лингвопоэтической формы / Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2019 г. 

Керимова С. У. Особенности коммуникативной личности В. Гафта: стратегия самопрезентации (на материале эпиграмм) / Научная мысль Кавказа. – 2019 г. 

Керимова С. У. Коммуникативные стратегии и тактики конфронтационного типа в эпиграммах В. Гафта / Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2019 г.

Помигуева Е. А. Кейс-технологии в обучении научно-профессиональной речи студентов;иностранцев на занятиях по русскому языку в техническом вузе / Современные наукоемкие технологии. – N 11 (часть 2), 2019 г.

Ширяева О. В., Стороженко Т. Н. Проблемы и перспективы разработки и проведения квестов, посвященных дню студента (Татьянин День), в иноязычной аудитории / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 24, 2019 г.

Ширяева О. В., Костенко М. Н. Юмористический текст на уроках русского языка как иностранного: из опыта преподавания / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 24, 2019 г.

-2020

Керимова С. У. Тактика комплимента в эпиграммах В. Гафта / Филологический аспект: международный научно-практический журнал. – N 06 (62), 2020 г.  

Керимова, С. У. Лингвокогнитивный аспект эпиграмм В. Гафта / Modern Science. – 2020 г. 

Керимова, С. У. Стилистический аспект эпиграмм В. Гафта / Филологический аспект: международный научно-практический журнал. – N 07 (63), 2020 г.  

Помигуева Е. А. Архетипы культуры как основа формирования имиджа современного политика / Культура и цивилизация. – N 5А, 2020 г. 

Ширяева О. В. Элиминация фигуры автора в современном русском деловом медиадискурсе: формы и факторы / Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – № 1, 2020 г.

-2021 год

Зубарева А. В. Онимы в интернет-коммуникации: новые явления и функции. / Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – № 1, 2021 г.

Кудрявцева М. И. Языковое сознание персонажа в художественном тексте постмодерна: когнитивно-прагматический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice. 2021. Том 14. Выпуск 7. С. 2189-2194 | 2021. Volume 14. Issue 7. P. 2189-219

Кудрявцева М. И. Референциальность события в постмодернистском художественном дискурсе: прагмасемантический аспект // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики   (Ростов-на-Дону, Российская Федерация). с. 181-191

Кудрявцева М. И., Режук З. В. Культурогенность фразеологических моделей в языковой картине мира // Гуманитарные и социальные науки, № 6, 2021. С. 64-71.

-2022 год

Кудрявцева М. И. Прагматика метатекстовых элементов в постмодернистском художественном дискурсе // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13. № 3. – 7 с. 

Pomigueva ЕА. «Teaching Russian as a foreign language remotely: problems of motivation”// Proceedings of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration” - Reports in English (October 26, 2022. Beijing, PRC), p.52-56.

Зубарева А. В., Фролова О. А. Дистанционный формат проведения лингвострановедческих квестов для иностранных обучающихся на довузовском этапе подготовки. // Актуальные проблемы преподавания РКИ. Материалы Международной научно-практической и научно-методической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 83-86. 

Кудрявцева М. И. Языковая личность автора в дискурсивном пространстве постмодерна // Эпомен: филологические науки (электронное периодическое научное издание). 2022. № 1. С. 116–125 

Ляшева М. Н. Советские идеологемы в неформальном интернет-дискурсе: когнитивно-прагматическая специфика // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета (Донецк, 27–28 октября 2022 г.). – Том 4: Филологические науки. Часть 1 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. – С. 132-135. 

Режук З. В. Предметно-интегрированное обучение русскому языку как иностранному (на примере инженерно-технического направления подготовки) // РКИ: Мир русского языка и культуры в пространстве информационных технологий: Сборник материалов международной научно-практической конференции по РКИ. Май 2022г.\ Под ред.: К.Е. Агафоновой- Москва: УЦРЯ МГУ, 2022.  С. 5-12 

Режук З. В. К вопросу об актуальности подготовки специалистов в области кросскультурной коммуникации и связей с общественностью // Материалы Х международной научно-практической конференции «Славянские чтения». Сочи, 15 апреля 2022 года (в рамках ХIV научно-образовательного форума Сочинского института (филиала) РУДН). – Москва, Издательство «Перо», 2022. С. 28-33. 

Ширяева О. В., Режук З. В. Жаргонная лексика в текстах СМИ в аспекте рискогенности (на примере особенностей употребления единицы «беспредел») // Сборник материалов III Казанского международного лингвистического саммита, 2022. C. 427-431.

-2023 год

Зубарева А. В. Маркеры конфликтогенного потенциала художественного текста (на материале романа Р. Сенчина "Елтышевы") / Russian Linguistic Bulletin (в печати) 

Ильин Д. Н., Мухамеджанова А. М., Помигуева Е. А. К вопросу о конфликтогенности общественно-политического дискурса в российской блогосфере // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. Т. 21, № 1. С. 102–116. DOI 10.25205/1818-7935-2023-21-1-102-116

Кудрявцева М. И., Режук З.В. Прагматика интерсубъективности в художественном тексте постмодерна. // «Гуманитарные и социальные науки» № 6, 2023 г. С. 92-98

Кудрявцева М. И., Режук З.В. Языковое сознание автора в постмодернистском художественном тексте // “Научная мысль Кавказа” № 4 2023 г. (в печати)

Ляшева М. Н. Особенности репрезентации советской идеологемы «светлое будущее» в социальных сетях // Политическая лингвистика. - 2023. - № 3 (99). - С. 81-86

Ляшева М. Н., Макеева В. А., Яковлева Е. А. Лингвокультурные особенности маркеров конфликтогенности в проявлении оппозиции «свой-чужой» (на материале текстов социальных сетей) // Русский лингвистический бюллетень. - 2023. - № 2 (38)

Половинкина О. С. Специфика конфликтогенов в художественном дискурсе (на материале романа В. Сорокина «Теллурия») // Коммуникология. 2023. Том 11. № 4. С. 82-100.

Режук З.В., Ширяева-Ширинг О.В. К вопросу о конфликтогенном потенциале жаргонной лексики в современном медиадискурсе // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2023. Т. 14. № 1.

Савченкова И.Н. Локализованный компонент русской лингвокультуры как ресурс аккультурации иностранных обучающихся // Научная мысль Кавказа. 2023. № 4 (в печати).

 

 

Контакты:

и.о. заведующей кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований 

Режук Зинаида Владимировна

Тел.: +7 (918) 558-65-90
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

 

специалист по учебно-методической работе - 1 категории

Скнарина Екатерина Романовна

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Наш адрес: Ростов-на-Дону,  ул. Зорге, 21Ж,  офис 213 

(образовательная деятельность осуществляется по адресам указанным в Лицензии ЮФУ)

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Профильный кластер подготовки по гуманитарному, естественнонаучному, инженерно-техническому, экономическому и медико-биологическому циклам реализуется соответствующими структурными подразделениями Южного федерального университета.

 

Подфак ЮФУ -

твой старт в будущее!

 

baner